Сериал "Плевако": разбор исторических и художественных проблем
Сериал "Плевако": Современная деконструкция классики или карго-культ без границ?
С выходом сериала "Плевако" в 2024 году, созданного талантливым режиссером Анной Матисон, на российском телевидении произошел настоящий фурор. Проект, в котором главные роли исполнили такие актеры, как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова, стал предметом бурных обсуждений. Каждый элемент этого сериала вызвал множество мнений — от восхищения до резкой критики. Что же скрывается за ярким фасадом этого проекта? Давайте попробуем разобраться в тонкостях и глубинах сюжета, который сочетает в себе невероятное множество стилей и тем.
Сюжет: Лубочный стиль вместо исторической драмы
С первых минут просмотра становится очевидно, что историческая достоверность у создателей не была в приоритете. История о выдающемся юристе Фëдоре Никифоровиче Плевако, на самом деле переработана так, что она напоминает нечто среднее между кинокомиксом, боевиком и легкой романтической комедией. Главный персонаж, переименованный в Николая Фëдоровича (что можно расценить как попытку сгладить трудности восприятия оригинального имени), предстает в образе невероятного супергероя, обладающего весьма странными и нереалистичными способностями: от паркура до суперзрения.
Сюжет начинается с абсурдной сцены, где Плевако, похоронив свою мать по древнему языческому обряду, демонстрирует свои умения в подпольных боях. С этого момента по всему сериалу проходит линия его возвращения в Москву, где он ведет громкое дело по уголовному преступлению. Каждая новая серия предлагает зрителю очередной судебный процесс, в ходе которого главный герой демонстрирует свою дедукцию и уникальные навыки, в том числе умение воссоздавать 3D-проекции событий прошлого. Операции с акробатическими трюками и флешбэками придают каждый эпизод некоторую выпендрежность, ожидая от зрителя, что он примет этот непростой микс как нечто новое.
Историческая достоверность: Плата за постмодернизм
Одной из основных причин обширной критики сериала является его вольное обращение с фактами из истории. К примеру, антагониста представляет обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который в этом контексте оказывается вовлеченным в уголовные дела. Учитывая настоящий исторический контекст, это выглядит крайне нелепо, ведь Святейший Синод занимался исключительно вопросами религии и цензуры, а не судебными процессами. Более того, показано, будто мировоззрение Победоносцева допускает частые поездки между Петербургом и Москвой, что, как принято пренебрегая фактами верить, в XIX веке было крайне затруднительно.
Помимо этого, еще одним антагонистом становится характерный образ промышленника Демидова — представленного карикатурным злодеем, который неотступно мучает свою жену и бьёт посуду. Этот образ, начиная с привычных штампов, заканчивая явным отсутствием глубины и развития сюжета, сводит бедного персонажа до уровня шаблонного мальчишки.
Проблемы адаптации: западные штампы на российских просторах
Трудно не заметить, что данный проект явно вдохновлен рядом западных фильмов, таких как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", но подход к адаптации исторических сюжетов в нем кажется слишком поверхностным. "Плевако" скорее похож на тот перевод, который все хотят сделать, однако сродни плохо переведенной книгой в умах продвинутых пользователей.
Погоня за современными тенденциями создает нелепые ситуации: например, помощник Плевако прерывает речь вставками английских слов, а сам антагонист с небывалым пафосом показывает национальную идентичность героя. В результате, вместо того чтобы видеть тщательно проработанные образы героев, зритель сталкивается с клише, которые кажутся не более чем цепями, накладывающимися на творчество.
Актерский состав и впечатления от игры
Несмотря на слабый сценарий, актерская игра в сериале иногда способна удивить. Сергей Безруков в роли харизматичного юриста уверенно передает неповторимый образ, хотя в некоторых сценах чрезмерно напыщен. Ольга Лерман, воплощающая образ Марии Демидовой, привносит необходимый элемент драмы, хотя ей иногда не хватает яркости, чтобы создать запоминающийся персонаж. В то время как Николай Шрайбер благополучно компенсирует ее недостатки, создавая своего рода оригинального невменяемого мужа.
Игорь Гордин, играющий Победоносцева, использует свои театральные навыки, придающие характеру объём, хотя его персонаж страдает от нелепостей сценарных решений. В це лом, кастинг отвечает общей направленности произведения — солидно, но не выдающееся.
Визуальная составляющая и технический аспект
И даже несмотря на сюжетные исходы, визуальная часть сериала стоит похвалы. Костюмы и декорации, хотя и не погружают в реальную атмосферу XIX века, выглядят достаточно стильно и эстетично. Многочисленные флешбэки сняты с художественным вкусом, однако порой кажется, что они чрезмерно графомански поданы. Единственным серьёзным недостатком может быть отсутствие динамичности в сценах, которые напоминают театральные постановки, лишённые кинематографического дарования.
Итоги и выводы
"Плевако" представляет собой типичный продукт современного российского телевидения, балансируя на грани между пародийным восприятие и серьезным стремлением к созданию великого произведения. Авторы в своем творении наглядно стараются удовлетворить все разнообразие — от поклонников исторических сеттингов до любителей комических баталий. Результат — эклектичная лента, вызывающая одновременно смех, недовольство и любопытство.
Стоит л и вообще тратить время на этот сериал? Если вы безуспешно ищете что-то глубоко продуманное, возможно, "Плевако" не оправдает ожиданий. Однако если настроение располагает к легкому развлечению, да ещё и готово закрыть глаза на очевидные сценарные расхождения, этот сериал может оказаться весьма интересной затеей. В конечном счете, это не более чем аттракцион, открывающий свои пределы развлекательной ценности, хотя и не бросающий вызов глубоким мыслям.